Государственные суды при рассмотрении спора связаны как требованиями материального, так и процессуального права. От жестких процессуальных требований не вправе отойти ни суд, не стороны. Арбитражное разбирательство осуществляется в соответствии с общими правилами, установленными Международным Коммерческим Арбитражем «JUS GENTIUM». При этом формальных требований в арбитражном разбирательстве на порядок меньше. Если какой-либо процессуальный вопрос не урегулирован в Регламенте Арбитража, он разрешается арбитрами (арбитром), рассматривающими дело, исходя из целей справедливого, быстрого и окончательного разрешения спора.

При разбирательстве спора в рамках арбитражного суда обеспечительные меры могут быть наложены при условии, если непринятие этих мер может затруднить и сделать невозможным исполнение судебного акта. На обеспечительные меры, наложенные арбитражным судом, государственным судом также выдается исполнительный лист.

Средний срок рассмотрения споров составляет 20-30 дней. При возможности оперативного уведомления сторон этот срок может составлять от 3 дней.

Время и место рассмотрения спора, а также арбитра выбирают стороны. При необходимости спор может быть рассмотрен в любом месте Республики Казахстан или на территории иностранного государства. Стороны вправе выбрать себе арбитров из числа лиц, значащихся в списке Международного Коммерческого Арбитража «JUS GENTIUM», обладающих необходимой квалификацией, а также привлекать своих, по согласованию с Арбитражем.

В случае неисполнения ответчиком решения арбитража государственный суд выдает исполнительный лист на его принудительное исполнение. Государственные суды выдают исполнительные листы на решения арбитража, даже если они не соответствуют сложившейся судебной практике. Для внешнеторговых отношений важно также, что исполнить решение арбитража за пределами Казахстана намного легче, чем решение государственного суда. Поскольку, приведение в исполнение решения арбитражных судов регулирует Нью-Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», которую ратифицировали более 150 стран, включая страны бывшего СССР, а в случае с государственным судом необходимо наличие двустороннего договора о правовой помощи между странами, которые Казахстан заключил далеко не со всеми государствами.

Размер регистрационного (арбитражного) сбора – от 1.5%, что ниже, чем в государственном суде. Арбитражный сбор возмещается проигравшей стороной. Кроме того, отсутствие апелляционной, кассационной и надзорной инстанции минимизирует расходы на командировки, дополнительные пошлины и т.п.

Вверх